на страницу 35

Оглавление

на страницу 37

 

Автор предлагает следующий порядок проведения диагностического процесса на основе системы нового направления LAVScan

 

1. Разговор с клиентом для получения общей информации, выяснения симптомов неисправностей, времени их появления, их типичных признаков, предварительный анализ текущих проблем и состояния транспортного средства и так далее...

 

В этом разговоре необходимо узнать как можно больше о работе автомобиля и предположительных причинах появления неисправности

 

Эта общая информация определяет направление поиска и чрезвычайно важна. В 75% случаев авторской практики неисправность локализовалась уже на этом предварительном этапе разговоров, без какого-либо подключения оборудования

 

В диагностике (как и везде) необходимо, прежде всего, умение слушать, выуживая из клиента необходимые, якобы ничего не значащие для него подробности

 

Затем думать и анализировать полученную информацию

 

После моделировать в уме, как причину неисправности, так и всевозможные следствия ее проявления в данном конкретном случае. Одновременно, сопоставляя реальные симптомы ее проявления с образно-моделируемыми симптомами в Вашем сознании. На этом этапе нужно задать самому себе вопрос, что могло бы привести к появлению данных симптомов?

 

Ответов обычно на этот задаваемый самому себе вопрос предостаточно. Разум нам предлагает несколько возможных вариантов-причин. Кругозор диагноста определяется именно широтой моделирования и диапазоном возможных и невозможных(!) причин. По собственному опыту могу сказать, что если диагност примитивен или не имеет практики или должного желания развиваться у него в лучшем случае дело не идет дальше одной или двух причин. Чем более развито сознание диагноста, тем больше вероятных и не вероятных (с точки зрения первого диагноста) причин возникает в его разуме, тем шире поиск для его анализа, тем более вероятность того, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА попадет в просматриваемый им диапазон поиска и анализа. Это как рыболовная сеть. Перед тем как выйти в море, Вы должны ясно представить себе какого размера рыбу Вы хотите поймать

 

Только выполнив все эти предварительные операции, Вы можете, подключив оборудование воссоздавать условия возникновения неисправности и пытаться убедиться в правильности или несостоятельности своих, уже к этому моменту большей частью сложившихся умозаключений

 

Как мы видим, диагност - это тот, кто думает, а не тот, кто подключает оборудование. Причем наличие оборудования (пусть даже очень сложного и дорогого) не переводит Вас автоматически в ранг диагноста. Истинному диагносту очень часто кроме головы ничего не нужно...

 

2. Настройка системы на сканирование требуемых систем и подсистем, либо полное сканирование автомобиля (предпочтительнее, но требует времени)

 

Настройка системы - это выбор для сканирования на автомобиле всего того, что по Вашему предварительному анализу, представляет отношение к данным проявлениям или симптомам конкретно выбранной неисправности или проявляемой (или не проявляемой в данный момент) проблеме

 

Вы выбираете, какие системы, коды, блоки данных, актуаторы и так далее... включить в предполагаемый диапазон поиска автоматического сканирования

 

Перед тем, как запускать это сканирование Вам необходимо себе представить то, что Вы хотите найти и то, где это может быть (хотя бы приблизительно) обнаружено. Правильное осознание предварительного разговора с клиентом и понимание возможного проявления проблемы позволит Вам провести поиск с минимальными потерями времени и сил

 

Если Вы будете искать не там, где надо, Вы вряд ли найдете, то, что необходимо по реальному факту обращения клиента в сервис, хотя вполне можете обнаружить дополнительные и второстепенные проблемы, о которых владелец еще не догадывается. Либо в свете того, с чем он приехал к Вам, эти дополнительные проблемы ему кажутся малозначительными или несущественными, к тому же он может быть просто не готов платить за их решение

 

Это эквивалентно тому, что Вы забросили свою рыболовную сеть не в водоем, а в чистое поле. И пытаетесь безуспешно поймать, таким образом, и накормить клиента рыбой, которой там никогда не было. Это путь безумия, ведущий к духовной деградации и потере веры в свои возможности и в целом, в весь диагностический процесс у одних, и к отказу от иллюзий и убеждению самих себя в тщетности таких усилий у других. В любом из этих случаев, почти отсутствует вектор развития и совершенства, поэтому для нас эти пути не приемлемы. Нам нужно забрасывать невод там, где рыбу видели чаще, нежели в других местах, и ловить ее больше в надежде на то, что из всего улова мы отыщем единичную золотую рыбку, которая и является истинной причиной, прародительницей всего многочисленного возникшего косяка рыб. Это все выражено образно, но понятно…

 

Никогда не пренебрегайте очевидными неисправностями и визуальным осмотром. Очень часто почти бесполезно подключать сканер в надежде на то, что он найдет что-либо интересное, когда Вам и так видно, что вакуумные линии оборваны, отключены датчики или иные компоненты, или существуют механические неисправности. Сканирование электронных систем совершенно не подменяет и ни как не умаляет значение других разделов диагностического процесса. Диагностический процесс достаточно велик и если я сейчас останавливаю Ваше внимание, лишь на его компьютерной части это совершенно не означает того, что другими частями можно пренебречь. Это подразумевает только, то, что данная система используется как частное дополнение к общему диагностическому процессу, на полное изложение которого у меня не хватает времени

 

Я бы рекомендовал Вам использовать полное сканирование всех систем, но в связи с тем, что максимальное время автоматического сканирования зависит от многих причин и может достигать 3 часов, а клиент обычно ограничен во времени - этот путь может быть, не всегда приемлем

 

Очень часто одна и та же неисправность может приводить к генерации аварийных режимов работы систем управления, в результате которых, коды неисправности появляются в нескольких системах сразу. Но они НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИЧИНАМИ, а отражают лишь СЛЕДСТВИЯ ЭТИХ ПРИЧИН, изменения режимов работы модулей управления. В этих случаях Вы можете пойти по ложному пути, погнавшись за фантомными кодами, которые будут Вас отсылать в совершенно немыслимые направления и расходовать Ваши и без того не беспредельные ресурсы, силы и время

 

Кроме того, в своей обширной практике автор несколько раз сталкивался с проблемами самотестирования модулей управления. То есть режимами работы модуля управления, когда сам модуль проводит самодиагностику некорректно, поэтому верить его показаниям по параметрам, кодам и рекомендациям информационных систем, соответствующим этим кодам, часто бессмысленно и опасно. Вместо того, что бы приблизить к месту локализации проблемы, они уведут Вас так далеко, что когда Вы это осознаете - у Вас уже не будет ни времени, ни желания на обратный путь возврата в исходную точку. Очень много именующих себя диагностами, прекратили дальнейшее движение к совершенству, несколько раз бесплотно проплутав и впустую растратив то, что должно было бы им при их правильном выборе – обеспечить успех и развитие. Искусство диагноста и состоит в том, что он может определить истинность того, что ему предоставляет модуль управления и определить свою степень доверия к работе системы управления

 

Если мы будем полностью полагаться только на свой опыт и разум, но безапелляционно отвергать то, что нам реально предоставляет модуль управления в результате встроенных в него диагностических режимов - мы уподобимся ее величеству САМОУВЕРЕННОСТИ в собственной правоте. Это ограничит наше развитие, ибо мы живем не только мечтами и мыслями о себе и о своем месте, но и реальными проявлениями этого мира. Ни один настоящий диагност НЕ МОЖЕТ быть до конца уверен в правильности своих суждений и в том, что причина найдена и ПОЛНОСТЬЮ им устранена, даже после отсутствия проявления симптомов, сопутствующих ранее проявляемой неисправности. Он предполагает это с какой-то долей вероятности, но не более того. Уверенность в этом возникает лишь ПОСЛЕ повторного ЯВНОГО ВОССОЗДАНИЯ (по инициативе диагноста!) неисправности и СОВПАДЕНИИ, возникающих в результате этого проявлений с симптомами неисправности, с которой клиент обратился к Вам

 

Если же мы будет полностью полагаться на авторитет разработчика контроллера и встроенную в него диагностику, мы самостоятельно прекратим свое развитие в угоду чужой авторитарности и ничем не обоснованного доверия и превратимся в рабов иллюзий собственной слабости. Что еще гораздо хуже, нежели первое

 

Нам необходим разумный баланс между этими двумя крайностями…

 

Во всех информационных системах отражены общие, типичные, появляющиеся чаще других симптомы и возможные следствия неисправностей. Но Вы очень часто сталкиваетесь не с общими, а с частными их проявлениями. Поэтому в реальных условиях эти рекомендации, как правило, достаточно далеки от истины и мало эффективны. Характерной чертой сознания диагноста (его отличительной особенностью) является как раз то, что он на основе общих рекомендаций, полученных из различных источников, а также исходя из собственного опыта – может СИНТЕЗИРОВАТЬ и АДАПТИРОВАТЬ эту информацию к данной конкретно проявляемой ситуации на автомобиле клиента. То есть из необозримого океана общей информации выловить кусочки, по которым можно сложить причудливый узор мозаики отдельного частного случая проявления конкретной проблемы!

 

Синтезировать, адаптировать и исследовать, а не помнить, какие обороты допустимы для данного двигателя, или в каких пределах может изменяться напряжение или скважность импульсов на данном расходомере воздуха

 

Помнить этого не может никто, кроме устройств хранения информации!

 

Но они только для этого и предназначены. Диагносту необходимо представлять себе физику происходящих в автомобиле процессов. Как изменение одного параметра или условий движения или дефекта может отразиться на работе и реакции всей системы управления или отдельных ее компонентов

 

Это не просто память, которая в данном случае является лишь вместилищем опыта, это, прежде всего, интеллект диагноста, его умение мыслить, моделировать, воображать, прогнозировать и анализировать. Именно поэтому я называю диагностику редким искусством, а не обыденным ремеслом. В этом коренное отличие человека от сколь угодно сложных экспертных, информационных электронных и компьютерных систем. Которые всегда проигрывали, и будут проигрывать впредь по качеству и количеству обрабатываемой ими информации по сравнению с истинным человеком-творцом, но скоро сравняются и опередят ложного человека-потребителя

 

Еще раз подчеркну. Настройку поиска систем управления и входящих в них подсистем Вы выполняете по результатам предварительного опроса клиента, визуального осмотра и стандартных диагностических процедур. Ясно, что если вместо клиента присутствует заказ-наряд, то дело осложняется. В результате разговора пытливый диагност может вывести клиента на правильный предмет, которому тот, очень часто, не придает, должного внимания. И упорно считает, что причина находится в плохой заправке (к примеру), но никак не в арматурке или жестянке, которая снесла перед этим половину проводки его автомобиля. У бумаги этого уже не спросишь. Поэтому в этом случае Вам придется сканировать все…