на страницу 36

Оглавление

на страницу 38

 

3. Запуск Инфосканера

 

Пока Инфосканер работает предпочтительнее продолжить разговор с клиентом, акцентируя внимание на тех же проблемах, но уже более детально. Имейте в виду, что не только систему необходимо настроить на поиск и сканирование неисправностей, Вам также необходимо настроиться на это самим

 

4. Просмотр и анализ результатов, полученных Инфосканером

 

Здесь нужно смотреть и думать, мыслить, анализировать...

 

Чтобы клиент не мешал думать, распечатайте ему диагностический отчет, пусть изучает, что у него было до момента Вашего вмешательства в его автомобиль. Это ему и Вам в дальнейшем пригодится. Намекните ему, что каждый пунктик в отчете по 10$ (их там предостаточно) – возможно его это несколько озадачит, и он надолго отстанет от Вас, предоставив Вам возможность свободно все обдумать

 

Вообще, автор по-прежнему считает, что ВСЯКОЕ обращение на станцию техобслуживания и КАЖДЫЙ выезд со станции, должен предваряться диагностической процедурой сканирования хотя бы кодов неисправностей, не говоря уже обо всех параметрах автомобиля. Было бы прекрасно, если перед заездом на станцию с помощью диагностической системы Вы сделали моментальный слепок “лица автомобиля” до начала выполнения каких-либо работ. Тот же снимок желательно сделать и после окончания обслуживания. Эти 2 снимка будут представлять состояние автомобиля до и после ремонта и послужат основой для Вашего анализа, как автомобиля, так и собственных действий, сохраненных в журнале операций диагностической системы. Это очень качественно содействует накоплению опыта и расширению виртуальной практики диагноста. При наличии достаточного навыка даже в отсутствии автомобиля можно в уме моделировать неисправности, их симптомы и методы их поиска и устранения. Затем, применяя полученное знание и проверяя его на практике, отфильтровывая то, что действительно полезно от того, что не представляет никакого интереса для каждого конкретного случая

 

Этим Вы даете косвенное подтверждение клиенту в том, что кодов стало меньше или они ушли совсем, и он не зря платит Вам деньги. Это же является легкой гарантией того, что сварщик Вася не сварил вкрутую датчик кислорода, когда вырезал или вваривал катализатор

 

Hо самое главное, этим сканированием Вы постепенно укрепляете свою веру в диагностический процесс, и впоследствии, выработаете в себе чувство появления и ухода неисправности

 

Любая система управления, например двигатель при возникновении кода неисправности начинает вести себя несколько иначе, нежели ранее. Для настоящего диагноста очень важно научиться определять МОМЕНТ появления и пропадания таких событий. Компоненты связаны между собою проводами, клеммами, разъемами и так далее. Диагносту необходимо знать как отключение датчика, соленоида и тому подобного (включая непредсказуемые обрывы и случайные замыкания) проявится на работе соответствующей системы управления

 

Будете смеяться, но у меня была машина Taurus V3.8L, в которой неисправность проявляла себя только в том случае, когда клиент садился за руль автомобиля. Кстати, в Америке это очень хорошо было решено еще в 1989-1990, там существовал такой Wiggle Test - вибрационный тест, как я его тогда называл. Нажал руками на проводку, где-то что-то отвалилось в жгуте - тестер запищал, и режим работы двигателя изменился. Чуть отпустил жгут - режим вернулся на место, а кодов нет...

 

На месте машина - нормально, при езде - как пляска святого вита...

Владелец приезжает на станцию, подключают оборудование - все нормально, уезжает - все повторяется...

 

- А 2-проходный датчик дросселя на этой машине видели?

 

- Не думали, почему в модуле управления данная цепь с центрального потенциометра подключена к конденсатору?

 

Очень просто. Датчик графитовый, рабочий слой выкрашивается и образуется мертвая точка. Но такая ловкая, что при проходе в одну и другую сторону все идеально, можете на тестере и на осциллографе смотреть - в пределах нормы. Но стоит поставить ползунок в среднее положение (до совпадения с мертвой точкой, она в этом случае была именно там, в области интенсивно подверженной истиранию, но в принципе, может быть где угодно) и немного подождать пока разрядится накопительный конденсатор (сглаживающий рыскание и вибрации - интегратор, для тех, кто понимает, что через данный датчик, когда он не выведен в массу, а находится в среднем положении - конденсатор заряжается), как модуль начинает сигнализировать о потере среднего контакта в потенциометре

 

Специально обращаю Ваше внимание на то, что контроллер начинает СИГНАЛИЗИРОВАТЬ, находясь в СПЕЦИАЛЬНОМ режиме тестирования, а не записывать код в память!

 

Если Вы думаете, что, как только возникает однократная неисправность, то она сразу же сохраняется в памяти - Вы мечтатель и романтик, находящийся еще в поре розовых иллюзий. Если все было бы так просто, то Вы на своей машине никогда и метра бы не проехали...

 

Даже режим спорадической или как я называл еще в 1990 году - НЕУСТОЙЧИВОЙ неисправности (не присутствующей в момент проведения тестирования), записывается в память модуля управления ТОЛЬКО после многократного ее повторения в течение рабочего цикла опроса текущего датчика!

 

Но мы же с Вами понимаем, что клиент не манекен и не может находиться в одном и том же положении столько времени, сколько требуется для разряда конденсатора, поэтому естественно он шевелится, что приводит к спонтанной подзарядке и разрядке данного конденсатора

 

- А контроллер думаете, что измеряет?

 

- Конечно, падение напряжения на данном конденсаторе, на точке эквивалентной среднему контакту. Мы все люди ученые, поэтому знаем, что закон изменения сопротивления в данных датчиках либо линейный (чаще всего), либо логарифм, либо антилогарифм - это при движении контакта, разумеется. А как Вы думаете, какой закон изменения будет, если данный контакт будет устанавливаться хаотичным образом в прямой зависимости от ухабов, тряски и дрожания ноги водителя, да еще к тому же и сглаженный конденсатором, заряжаемым и разряжаемым в произвольные моменты времени?

 

А кодов нет... да и датчик исправен при стационарных проверках, поскольку он 2-проходный...

 

8 станций проехал данный клиент и все безуспешно, затем мы встретились, и повезло обоим. Ему стало приятно ездить, а я обогатил свое знание еще одним нетипичным перлом, который огранить и локализовать, используя формально-стандартные процедуры тестирования НЕВОЗМОЖНО!

 

Хотя в результате многократных замен всего и вся, может иногда и повезти…

 

…за зря и непропорционально потраченные деньги клиента конечно…

 

…хотя… ему же заменили все на новое, значит все же, не зря он потратился…

 

…хотя… и на старом бы еще ездил до скончания века…

 

Как мы видим, истинный диагност это не тот, кто из-за собственных ошибок или приобретения горького опыта оставляет клиента без средств на дальнейшую эксплуатацию своего авто независимо от того, нашел и удалил он неисправность или нет…

 

…и не тот, который шарил всю жизнь и обнаружил неисправность к моменту полного обветшания автомобиля, просто потому, что последовательно заменил  подряд все компоненты системы… (целесообразнее было бы заменить себя другим диагностом)

 

…и не тот, которому случайно повезло, и дефект исчез сам собой…

 

…и уже совсем не тот, который львиную долю времени тратит на убеждение клиента в своей правоте, постоянно тыча в него именитыми дипломами и хвалебными грамотами…

 

…а тот, кто сделал быстро и качественно свое дело и взял с клиента не за стоимость потраченного времени, или за бесполезно замененные детали, а лишь за сам факт диагностики, оцененный им самим в разумных пределах

 

У меня был курьез, о котором я всегда вспоминаю в таких случаях

 

Как-то раз, после очередного выезда на уснувшее авто мне пришлось по воле случая стоять, покуривая с клиентом другого авто и наблюдать за работой по соседству рядом суетящегося диагноста. Парень сразу взял быка за рога. Честно говоря, я и не сразу понял, что это идет интенсивная работа диагноста, ибо со стремительной скоростью перед моим изумленным взором мелькали как во сне пороги, коврики, сидения, проводка и так далее

 

Я спросил хозяина, что же случилось с его авто?

 

Полученный от клиента ответ меня весьма удивил, и выбрав момент, когда тот отлучился на время – я подошел к диагносту и спросил

 

- Не проще было бы всего лишь заменить предохранитель?

 

На что, получил прекрасный ответ, который мне открыл многое в прагматической стороне диагностического процесса…

 

- Я знаю, конечно, проще…

 

- Но если я заменю один предохранитель, он мне заплатит только за замену одного предохранителя…

 

- А так… я сейчас на его глазах разберу всю эту машину, а затем часа через 3 соберу обратно, как ты думаешь, за что и сколько он мне заплатит?

 

Я просто был восхищен таким прямым ответом, технической подготовкой и тонким знанием психологии клиента, этим так называемым диагностом

 

Вполне возможно, что он в будущем научится разбирать и собирать авто клиента по таймеру на время быстрее всех (хотя кто сказал, что быстрее – значит лучше?), познает все тонкости строения анатомических сидений, массажных накидок и защитных чехлов. Может быть, он цвета проводов, и величины протекающих по ним токов, начнет различать на ощупь. Вполне возможно, что данный метод работы его безмерно обогатит и даст непрекращающийся поток клиентов. Может быть, он даже станет великим психологом, но он никогда не станет настоящим диагностом, ибо диагностика и обман - не совместимы…

 

Если ты нашел обрыв в проводке, то так честно об этом и заяви клиенту. Совершенно необязательно приплетать сюда вчерашнюю замену резины и покраску крыши на соседнем авто, как бы тебе не хотелось оплатить свой круиз по Солнечному Ташкенту и эксклюзивную шубу, купленную и подаренную жене, выполненную исключительно из отборных мышиных попок…

 

Клиент должен платить не за замену детали или вставку выпавшего контакта из разъема, а за качество, надежность и своевременность, то есть быстроту выполненных работ. За точность и правдивость поставленного его автомобилю диагноза. Представьте себе врача, которого Вы вызвали из-за появившегося насморка, а он, подумав и решив, что стоимость вызова недостаточна, начинает лечить Вас от рака… Все это, кстати, в отличие от предохранителя или оборванного провода стоит нормальных денег. Стоит…, да только клиентов, которые понимают это, ой как мало…

 

- Но, кто нам мешает брать в обслуживание только таких клиентов?

 

А не тех, кто полдня торчал у Вас над душой, изводил разговорами только для того, что бы не переплатить ни копейки, увидеть собственными глазами и оценить(?!), то, в чем он разбирается как медведь в нотах. Получить на руки все сгнившее и замененное, да еще предусмотрительно упрятать это в свой карман и проконтролировать, что бы из его гнилой рухляди чего бы да не ушло на сторону…

 

Мой Вам совет, гоните таких клиентов масляными тряпками от себя, чем дальше, тем лучше. Тот кто не может осознать саму суть диагностики, требует необоснованно много, а отдает не соразмерно мало - должен лечить свой рыдван, у таких же, как и он сам, имя которым псевдо диагносты. Псевдо это означает, около, почти. То есть, стояли в курилке рядом с настоящим диагностом, не заметили, как и сами вроде бы диагностами стали…

 

Можно надеть такую же одежду, использовать такой же инструмент, такие же цены…

 

- Только это все внешняя ничего не значащая, и ничего из себя не представляющая форма, которую можно познать глазом, а как им познать то, что у настоящего диагноста внутри?

 

- Что бы познать чью-то душу, нужно иметь свою…

 

- Как обрести им его знание, да и нужно ли оно им по той цене, которую он выложил за свой опыт?

 

- Вряд ли… Им бы побыстрее, подешевле приобрести, да подороже продать, таким же, как и они, поскольку других все труднее становиться обмануть…

 

Именно псевдо диагносты обучат монетой с лихвой такого клиента сопоставлять свои требования со своими финансовыми возможностями при оплате настоящего труда, настоящего диагноста, настоящими деньгами. Настоящими это не значит большими, это означает то, что их количество полностью эквивалентно затраченному труду специалиста, который только сам знает ему цену

 

Мир разделился на не равные части…

 

…на большую количественную, почти полностью лишенную качества, и малую качественную, не выражаемую количественно…

 

…каждой части – свой выбор, свой удел, своя мечта, свое будущее…

 

Пусть глупцы, учатся у глупцов…

…пусть идиоты, слушают советы кретинов…

…пусть мошенники обманывают друг друга, соревнуясь в нелепой гонке…

…пусть фаты выставляются перед такими же…

 

мы с этим давно смирились, это нельзя изменить, эта болезнь не поддается лечению, опухоль можно только оградить от здоровой ткани или срезать…

 

…но пусть достойные, оцениваются по достоинству…

…умные по уму…

…духовные по духу…

…трудолюбивые по результатам своего труда…

 

…каждый пусть пожнет лишь то, что своевременно посеял, а не украл или присвоил, принудив или обманув того, кто не желал с ним драться или лукавить…

 

…количество мир прошлого, качество мир будущего… каждый сам для себя производит свой выбор…

 

Обучение такого горе клиента необходимо такими же псевдо диагностами. Для того, чтобы он устал сначала он них, а затем и от себя (ибо он и они одно) и попытался изменить (пусть вынужденно) свое примитивное представление о чужом труде, который ему постоянно казался малозначительным не потому, что он таковым являлся, а потому, что его примитивный разум не в состоянии охватить сложность чужих усилий. Для того, что бы впоследствии он мог постичь, оценить и оплатить работу настоящего специалиста или попросту не тратить нервы и время последнего…

 

Запомните, Вы сами формируете из владельца автомобиля требуемого клиента, начиная оказывать ему услуги по диагностике, изменяете его мнение о ней своим трудом, своим отношением ко всему процессу и качеством обслуживания…

 

- Если Вы сами некачественны или далеки от истоков и принципов диагностики, то, как клиент может быть к ним близок?

 

- Он ведь за этим приехал к Вам, поэтому если Вы сами не совершенны и плохи, Вы также формируете некачественного и плохого клиента…

 

- В результате страдают все, кто как-то связан и никак не связан с автомобилями…

 

- Кто-то должен начать изменять сложившееся положение к лучшему, почему бы это, не сделать Вам?

 

- Клиент не имеет представления о диагностическом процессе, Вы и только Вы задаете тон всего этого процесса, что должно быть правильным, а что нет…

 

…а он вверяет Вам не только свое авто, но и свое еще не сформировавшееся сознание и не сложившиеся мнение об этом процессе, возможно, надежду и веру в этот процесс и в Вас как его представителя…

 

Это стереотип, он податлив как пластилин, из которого Вы пытаетесь лепить что-то доброе и хорошее, но если Вы это лепите наспех и не проявляете должной старательности и усердия, или позволяете ему лепить из Вас денежный придаток его необоснованных требований и пустых пожеланий (а-ля чего изволите?), не сетуйте на то, что этот пластилин может стать похожим на монстра, и Вы же будете первым, кто он него пострадает…

 

- Вы постоянно меняете мировоззрение своего клиента, он меняет Ваше, это каждодневная борьба за истину и за идеалы, которые мы считаем важными и существенными, но в диагностике Вы должны быть всегда впереди иначе, зачем бы он к Вам тогда обратился?

 

В диагностике клиент должен платить за достоверную локализацию неисправности. Здесь диагностика ЭКОНОМИТ ему деньги, и он должен понимать, что если он приехал в магазин по рекомендации диагноста за копеечным компонентом, то заплатить он должен именно за процесс поиска этого компонента, и за то, что диагност случайно не ошибся и не порекомендовал ему заменить весь двигатель, замена которого ни к чему бы и не привела…

 

Достоверность это одна из основ диагностического процесса, это хорошо нужно осознавать как диагносту, так и клиенту…

 

Именно поэтому я считаю, что диагностика это не ремесло, где все просто и известно, а посему скучно и нудно, - это искусство, в котором сюрпризы ожидают каждого независимо от его уровня подготовки и опыта. Курьезы встречаются тысячами и очень часто пропадают только с заменой клиентом автомобиля, на которую он вынуждено решается, устав от бесплодных поисков и частой смены диагностических центров (если вообще, есть таковые)

 

5. Запуск Техносканера, просмотр электросхем и так далее...

 

Инфосканер, конечно не исцелит Ваш автомобиль, он даст полную комплексную диагностику, которой часто может оказаться достаточно. Но все же есть случаи, когда ее не хватает

 

К примеру, коды неисправностей Вы стираете не Инфосканером, а Техносканером

 

Кстати для эрудиции - упаси Вас бог стирать коды или заводить и глушить автомобиль лишний раз, когда клиент приезжает на станцию. Возвращаясь к неустойчивым неисправностям заявлю, что многие пышущие излишне раздутым самомнением диагносты и понятия не имеют о том, что неустойчивые или спорадические коды неисправности сохраняются в памяти модуля управления в отличие от постоянных (устойчивых или жестких, присутствующих во время тестирования) не все время, а лишь фиксированное количество запусков двигателя от 40 до 80 в зависимости от автомобиля. Мало того, в памяти модуля управления существует система приоритета проявления кода и принудительного ВЫТАЛКИВАНИЯ (вытеснения) пассивного кода активным из памяти (но об этом мы говорить не будем - это знание разработчика диагностических систем и простым диагностам оно не нужно). Именно поэтому, можно определить какой датчик или линия сколько раз за цикл опроса отскакивала. Если у клиента, что-то где-то на кочке отвалилось, дребезг контактов, вода, соль в разъеме высоко оммного компонента и это имеет место неоднократно, действительно записывается код обслуживания. Но вот дорога стала ровнее, вода высохла, клиент успокоился и так далее - в контроллере включается счетчик рабочих циклов по истечении, которого не повторившийся в период контрольного опроса код, принудительно удаляется из памяти

 

А теперь представьте ситуацию, что клиент приехал с жалобой, которая возникает редко, но донимает. Неисправность неустойчивая и на момент тестирования не присутствует вовсе, но в памяти еще есть

 

- Читайте ее сразу, как только он приехал!!!

 

- Иначе можете ее и не увидеть более

 

В практике автора был случай (правда, я успел прочитать, что и Вам советую), когда зацепиться в буквальном случае было не за что. Машина прекрасная, а клиент ноет... Представляете себе... деньги платит, машина едет, а он все ноет и ноет... Загнали машину я тут же хлоп и за сканирование, наловил неисправностей и пошел думать. Другую машину на подъемник - эта мешает, завели, отогнали

 

Прихожу - нет кодов!!!

 

У меня на бумаге есть (не пригрезилось же), а в памяти машины нет

 

- Как Вы думаете что это?

 

Это один из тех редких случаев, когда счетчику рабочих циклов регенерации и опроса кода неисправности не хватило всего лишь одного запуска, после которого он выкинул неустойчивый код из памяти и успокоился

 

- А не успел бы я тогда вовремя считать этот код неисправности, что бы я думаете, искал в исправной машине?

 

- Порезы в покрышках или вздутости на педалях? Диагностировал бы эллипсоидность руля или прозрачность подфарников?

 

В таких случаях средний диагност формально подключает оборудование (или делает вид, что подключает) и отсылает клиента к психиатру. Но так поступает средний, мы же причисляем себя к нормальным. А нормальный диагност даже в этом безнадежном случае пытается найти пусть давно уплывшую в прошлое неисправность

 

- А кто Вам сказал, что она скрылась навсегда?

 

- Не беспокойтесь, она выплывет обратно в самое неподходящее для клиента время

 

В практике автора была машина, которую 4 раза(!!!) притаскивали на станцию (правда, когда меня там не было). Я приезжал на следующий день - все ОК. Мало того, на этой машине я провел 3(!!!) контрольные поездки  продолжительностью 2 часа каждая. Упоминать то, что в режиме поездки было подключено диагностическое оборудование я думаю излишне, не думаете же Вы, что я просто пользовался доверчивостью клиента для того, что бы он довозил меня до моего дома

 

И ничего...

 

Я, конечно, верил рассказам клиента, поддакивал и сочувствовал, но... так же верил и собственным глазам и своему опыту, который говорил о том, что все это бред владельца автомобиля, плавно переходящий в шизофрению...

 

Долго мы с ним смеялись, вот ведь машина, какая... боится доктора...

 

Финальная сцена была следующей, после того как наездился с ним вдоволь, попросил водителя довезти меня до метро (ух и надоел же он мне своими причитаниями), вышел из машины, произнеся фразу - вот я сейчас уеду, машина и заглохнет, притаскивай завтра... И уехал, на следующий день приезжаю на станцию, машина стоит - а клиент говорит, я тебя, как высадил, так она через 20 минут и заглохла, хорошо аккумулятор не отсоединили, все в памяти осталось...

 

Вообще что за мода, чуть что, батарею отцеплять

 

Оно конечно, неустойчивые коды стерлись, адаптационные значения утеряны, двигатель переходит в режим контрольного обучения, машина ведет себя по-другому, клиент как ребенок радуется, да вот только хватает это не на долго, не более чем на 15 миль. Хотя, в общем, достаточно, что бы очистить память, взять с клиента деньги и уйти спокойно домой, как и делало большинство псевдо диагностов раньше и продолжает так делать сейчас

 

- Хочу таким сказать, что чистка кодов не эквивалентна возврату автомобиля в исправное состояние. Их нужно не чистить, а исследовать, именно для этого они там и возникают (в модуле управления, конечно, а Вы где подумали?)