Отображение наборов параметров (04/08 функции)

 

В Техносканер ИДС LAVScan встроена возможность удобного наблюдения за динамическими изменениями рабочих и базовых параметров. Данная возможность не имеет аналогов и подобий в других диагностических инструментах. На странице [Наборы параметров] одновременно могут быть отображены как 4 абсолютных параметра любого из стандартных VAG наборов 1..255, так и 10 относительных параметров 0 набора. В данную страницу включено огромное количество нововведений и уникальных авторских технологий, простое перечисление которых заняло бы слишком много времени и места. Поэтому здесь показаны лишь образы экранов, снабжённые краткими комментариями

 

В верхней строке указан номер и режим набора параметров, который в данный момент времени отображается на экране. Справа от неё расположена кнопка перевода набора (из режима просмотра рабочих параметров) в режим базовых параметров (установок)

 

В белом поле размещена справочная информация к текущему набору параметров из базы эталонных модулей. На экране показаны только две строки. Для просмотра всей информации необходимо использовать полосу вертикальной прокрутки, которая расположена справа от них. Слева от справочной информации находится область навигации, которая служит для выбора произвольного набора параметров (прямое обращение) или для последовательного перемещения по наборам вверх или вниз (0..255). При выборе 0 набора ИДС автоматически отображает экран для просмотра относительных значений 10 параметров

 

Весь экран поделён на четыре горизонтальные области различных цветов, каждая из которых служит для отображения своего параметра. Первый в наборе VAG параметр расположен в самом верху, четвёртый параметр находится в нижней части экрана. В левой части области находятся органы управления просмотром параметра, регуляторы вида графика и вертикальный бар-индикатор min/max исследуемого сигнала. В правой части области расположен график изменения параметра во времени. Размеры областей по горизонтали можно произвольно менять

 

Бар-индикатор отражает динамику изменения величины параметра. Индикатор оснащён памятью минимальных и максимальных выбросов значений сигнала (они расположены над и под зелёным столбиком текущего значения индикатора) за весь период наблюдения параметра. Это позволяет установить факт кратковременного “зашкаливания” величины параметра, который не удаётся наблюдать с помощью других приборов из-за случайного характера мгновенных сбоев (например, 2-3 случайных пропуска зажигания за 40-60 минут непрерывной работы двигателя). Причём непосредственно наблюдать за характером изменения сигнала (для регистрации случайного сбоя) необязательно. Как только сбой превысит или занизит границу допустимого диапазона изменения параметра, он тут же изменит min или max значение, которое сохранится в памяти и может быть замечено диагностом в удобное для него время

 

Изменение границ графиков определяется установленными режимами. По умолчанию, если для текущего модуля существуют параметры эталонных значений в базе данных, то автоматически выбирается режим “база”, если в базе нет параметров эталонного модуля, - устанавливается режим “авто”. Если установлен режим “база”, то график градуируется (по вертикали) только для допустимого диапазона значений, выбранных из базы данных эталонных параметров модуля. Любой выход значения параметра за границы визуальной области может трактоваться как недопустимое изменение сигнала. Режим “авто” автоматически градуирует график (по вертикали) так чтобы показать на экране весь диапазон изменений сигнала. В этом режиме график автоматически сжимается и растягивается по вертикали в зависимости от характера исследуемого сигнала. Если диапазон изменения сигнала велик, то мельчайшие изменения сигнала могут быть недостаточно хорошо различимы на общем графике. Для их просмотра необходимо либо использовать режим “регулятор” и самостоятельно выбрать необходимое “усиление” сигнала по вертикали (аналог аттенюатора на осциллографе), либо левой кнопкой мыши “захватить и потянуть” в нужную сторону фрагмент графика. Использование левой кнопки мыши произвольно изменяет масштаб графика по вертикали или горизонтали (в зависимости от того в какую из сторон тянется фрагмент графика). Использование правой кнопки мыши позволяет перемещать (прокручивать) весь график в нужном направлении. Режимы “нарастание” и “масштаб” предназначены для регулировки размера и характера нарастания графика по горизонтали. “Нарастание” позволяет отображать все изменения графика на одном экране, при этом график автоматически сжимается по горизонтали и позволяет отследить множественные изменения параметра за длительный период времени. Если этот режим выключен, то по прошествии 200 горизонтальных отчётов график автоматически сдвигается влево таким образом, чтобы начать повторное движение по чистому экрану (слева направо). “Масштаб” изменяет горизонтальное разрешение графика согласно предпочтениям пользователя. Режим “график-линия” позволяет отобразить только саму линию или всю площадь занимаемую графиком, что повышает наглядность информации для пользователя на экране

 

Над графиком находится текстовое название параметра и (слева) его текущее значение. Слева от графика вдоль оси Y отображена размерность параметра и диапазон допустимых значений согласно параметрам эталонного модуля из базы данных

 

Образ экрана Техносканера 1 набора параметров, иллюстрирующий прогрев двигателя на реальном автомобиле

 

Первый VAG параметр - температура двигателя в ºС градусах (зелёного цвета). Диапазон изменения параметра выбран диагностом от -20 до 105 ºС градусов (режим “регулятор”). По min/max значениям бар-индикатора видно, что двигатель был запущен при температуре 28 ºС (min) и к текущему моменту времени достиг температуры 56,3 ºС (max). Равенство max значения бар-индикатора (56,3) и текущего (последнего) значения параметра (в зелёном окне над жёлтой частью графика) свидетельствует о том, что выбросов сигнала за пределы рабочей области (за время наблюдения) не наблюдалось (нет дребезга контактов в разъёме датчика, дефектов проводки и внутренней термопары, а также отсутствуют выбросы опорного напряжения питания датчиков). Это также подтверждается монотонным характером нарастания графика

 

Второй VAG параметр - обороты двигателя в об/мин (красного цвета). Диапазон изменения параметра выбран диагностом от 850 до 1075 об/мин (режим “регулятор”). Реальный диапазон изменения сигнала параметра по бар-индикатору от 1068 (после запуска двигателя) до 850 об/мин указывает на то, что режим регулирования оборотов двигателя (по мере прогрева) работал нормально. При этом текущее значение оборотов двигателя составляет 879 об/мин, что чуть выше min значения (850) бар-индикатора

 

График третьего VAG параметра - напряжение на датчике кислорода (синего цвета) установлен в режим “база”, по которому допустимое напряжение на датчике эталонного модуля не должно превышать 1 вольт. Реальный диапазон изменения сигнала по бар-индикатору составляет 0,05..0,74 вольт, что соответствует  диапазону допустимых значений. Характер графика свидетельствует о нормальной работе исправного датчика кислорода (начальная пауза-задержка-прогрев после запуска двигателя и периодическое переключение)

 

График четвёртого VAG параметра - длительность впрыска топлива (фиолетового цвета) установлен в режим “база”, по которому допустимый диапазон для форсунки эталонного модуля должен быть от 2 до 3 мсек. Реальный диапазон изменения сигнала по бар-индикатору составляет 2..2,5 мсек, что соответствует  диапазону допустимых значений. Характер графика свидетельствует о нормальной работе системы впрыска топлива (начальный всплеск-ступенька-устойчивый запуск двигателя и в дальнейшем отсутствие колебаний-скважности импульсов при коммутации форсунки)

 

tech_blk_v18

 

Образ экрана Техносканера 1 набора параметров для иллюстрации различных режимов работы графиков на дефектном модуле Hella 4A0907473B двигателя ABC. Одна из многочисленных хронических болезней (сумасшествия) семейства данных систем состоит в наличии хаотических выбросов сигнала (в различных цепях) вне зависимости от управляющей логики модуля, что в ряде случаев может провоцироваться низкой стабильностью опорного напряжения питания датчиков. Подобные модули часто “сходят с ума” от переизбытка случайной информации, которую они в силу своих конструктивных особенностей “не могут переварить” и качественно обработать, отделив полезный сигнал от создаваемой (ими же самими) ложной помехи

 

Второй параметр (красного цвета) использует режим “нарастание” и “авто”, поэтому его график постоянно сжимается по горизонтали и вертикали таким образом, чтобы всегда оставаться в видимой области, в то время как графики остальных параметров “дорастают” до правой границы экрана, сбрасываются и начинают повторное движение (слева направо). В сером поле вверху указана справочная информация к этому параметру для эталонного модуля. Согласно ей, 100% величина соответствует давлению в 1022 hPa. По вертикали график автоматически градуируется так чтобы показать все изменения сигнала от 0 до 232. То есть, от 0 до 250%! Кстати, допустимый диапазон для эталонного модуля составляет всего лишь от 29 до 59%. Но если установить режим “база”, то подобные аномальные выбросы сигнала выдут за пределы видимой области графика, что весьма ограничит вероятность их визуального контроля. Эта ситуация наглядно показана на третьем параметре (синего цвета) для которого вместо режима “авто” выбран режим “база”, согласно которому допустимый диапазон изменения момента зажигания для эталонного модуля должен составлять от 0 до 27° (градусов) до ВМТ. Но, для рассматриваемого (дефектного) модуля реальное изменение сигнала составляет от 2 до 515,13° градусов! Причём, это наблюдается при полном отсутствии сигнала с датчика оборотов двигателя(!) - 1 параметр зелёного цвета остаётся на экране без изменений, хотя в прошедшей (сдвинутой влево) части графика всё же имел одиночный случайный выброс max сигнала до 627 об/мин

 

Режим “авто”, выбранный для четвёртого параметра также полностью оправдывает своё назначение, поскольку вместо допустимого диапазона 18..75, мы видим случайное изменение значений сигнала в диапазоне 0..441! Без наличия режима “авто” для сжатия графика по вертикали нам пришлось бы использовать левую кнопку мыши, с помощью которой возможно произвольное масштабирование любых фрагментов изображения

 

ext_tech08

 

Тот же самый образ экрана, с теми же режимами графиков, но иллюстрирующий работу с растягиванием и перемещением графиков с помощью правой и левой кнопок мыши для второго параметра (красного цвета). Для детального просмотра был захвачен (левой кнопкой мыши и протянут вверх) самый крайний слева фрагмент графика с двойным всплеском. В результате небольшой фрагмент увеличился в размерах и стал более удобен для наблюдения, что также видно по увеличенной ширине временных меток, нанесённых на красную часть графика

 

Для третьего параметра (синего цвета) была расширена область просмотра, в результате чего график был продолжен влево и занял всё горизонтальное пространство экрана (увеличил разрешение сигнала по горизонтали). Здесь нет нужды описывать все операции, достаточно лишь сказать о том, что с графиками можно делать всё то, что угодно пользователю, причём в свободной и дружественной манере

 

ext_tech08_1

 

Предыдущие примеры иллюстрировали только динамическую работу кнопок мыши, которая возможна при захвате и перетаскивании фрагментов изображения графика. Но правая кнопка мыши может выполнять также статическую работу. То есть, при её нажатии отображается список-перечень всех наборов параметров, которые должны быть в текущем модуле управления. Каждая строка списка формируется из названий параметров, составляющих определённый набор данных, поэтому нужный параметр легко найти по его названию. Для просмотра параметра достаточно перейти на набор, содержащий требуемый параметр двойным нажатием мыши или клавишей “ENTER

 

ext_tech08_2

 

Образ экрана для 0 набора относительных значений 10 параметров. Если величина параметра выходит за пределы допустимых значений, то название параметра окрашивается в жёлтый цвет. Кроме того, сбоку от числового значения параметра появляется область жёлтого цвета. Если область появилась слева от параметра, то его значение вышло за пределы минимальной границы (если справа, то за пределы – максимальной). В этих полях в дальнейшем планируется указывать реальные, а не относительные границы параметров. В нижней части отображены цвета графиков и порядковые номера VAG параметров, так 1 параметру соответствует график чёрного цвета, а 10 - зелёного цвета

 

ext_tech08_3

 

Образ экрана для 0 набора относительных значений 10 параметров. Повысить наглядность графика можно путём отключения отображения ненужных параметров. К примеру, 1 и 2 параметры (обороты двигателя и давление во впускном коллекторе) были отключены (в нижней части нет цветных квадратиков 1-2, соответствующих этим параметрам). Таким образом, чёрный и коричневый графики исчезли с экрана, а общая область графиков автоматически перестроилась для более наглядного отображения информации. Точно также можно удалить с экрана все остальные графики-параметры

 

ext_tech08_4

 

Образ экрана для 0 набора относительных значений 10 параметров. На данном экране оставлено отображение только четырёх параметров и масштаб графика по X был изменён с 200 до 400 отсчётов, что позволило сжать график по горизонтали и показать большее количество изменений сигнала (380) за более продолжительный период времени

 

ext_tech08_5

 

основная страница