Архив авторских моно-разработок

 

1997

 

About

 

Diagnos_Car экспертная система для автомобилей Ford, Lincoln, Mercury помогает локализовать неисправности в системах управления двигателем на основе контроллера EEC IV. Система была создана автором-диагностом, долгое время занимающимся диагностикой и ремонтом отечественных и зарубежных автомобилей. Система искусственного интеллекта была представлена автором на выставках "MIMS 96", "AutoSalon 97". В 1997 году ознакомительная версия системы вышла на CDROM под названием “РС Чисбургер-2 Тестирование и Диагностика Автомобилей, Компьютеров, а также Здоровья и Психики”

 

diag_car8new

 

Экспертная система содержит в себе необходимую техническую и обучающую информацию, графики изменений параметров, конструкцию и разрез электронных компонентов, таблицы допустимых значений, электрические схемы, описания устройства компонентов, процедуры получения медленных кодов и особенностей диагностических режимов тестирования. В этой системе автор, используя собственный опыт диагноста, программиста и электронщика подводит пользователя шаг за шагом к поиску и устранению истинной причины возникновения неисправности. Также, система позволяет диагносту самостоятельно моделировать неисправности и анализировать выбор оптимальной методики для их поиска в сложных условиях, когда несколько разнотипных дефектов накладываются друг на друга даже в одной и той же цепи. К примеру, периодически-случайный необъяснимый уход параметра датчика или исполнительного механизма + дребезг контактов в разъеме + нарушение целостности проводки сигнала + отсутствие цепи питания или земли + неисправность входных или выходных цепей модуля управления

 

После ввода пользователем VIN-номера в систему, она начинает строить в памяти ПК лицо проверяемого автомобиля с эталонными параметрами в пределах заводских допусков. После выбора пользователем нужного теста и кода из списка, для выявления причин его возникновения и ориентируясь на текущую комплектацию и лицо проверяемого автомобиля, система строит алгоритм проверки сложной мульти-неисправности с включением в нее всевозможных цепей, имеющих к ней косвенное или непосредственное отношение. На каждом текущем шагу система по коду неисправности и по своему внутреннему анализатору проверок опознает активный компонент и автоматически подключает всю необходимую пользователю (актуальную только для текущего шага) информацию, включая обучающие материалы: схемы, картинки, графики, параметры, таблицы и прочее…

 

После построения проверочных алгоритмов-ветвей для VIN лица текущего автомобиля общение пользователя с экспертной системой уже может происходить в режиме прямого диалога. Система каждый шаг обновляет всю информацию на экране и рекомендует пользователю выполнить конкретное действие, которое она иллюстрирует схемой подключения, вычерчивая ее на своем мониторе с учетом реального цвета проводки и номеров контактов компонента или модуля управления, соответствующих VIN-лицу текущего автомобиля. К примеру, подключить контрольную лампу или тестер в режиме вольтметра (или омметра) к определенным точкам цепи и убедиться в том, что лампа периодически мигает  вполнакала или вольтметр показывает движением стрелки броски напряжения 0..+5V относительно массы. При этом изображения контрольной лампы и вольтметра на экране системы визуально иллюстрируют то, что пользователь должен видеть в реальности

 

После завершения требуемого от пользователя действия система задает ему вопрос о результате, ожидая от него однозначного ответа. К примеру, наблюдал ли он вспышки или периодические отклонения стрелки вольтметра? Пользователь в зависимости от ситуации нажимает на кнопку “Да” или “Нет”, чем помогает системе (учитывая результат текущей проверки) ответвиться на более детальную ветвь алгоритма для сужения области поиска причины неисправности. В зависимости от вариантов ответов пользователя на задаваемые ему системой вопросы всевозможные цепи будут последовательно пройдены и проверены, но в зависимости от сложности ситуации - за различное число шагов. Максимальная глубина логических ветвей сложной дефектной цепи может достигать 110 шагов, но это вовсе не означает, что их придется пройти все, поскольку ненужные автоматически исключаются для получения более быстрого и эффективного результата. Глубина шагов лишь иллюстрирует мощность алгоритмов проверки системы в сложных условиях, когда нужно пройти несколько различных компонентов, включая их цепи, разъемы, механику для того, чтобы все же прийти к положительному результату

 

Поскольку в данной разработке каждый автомобиль однозначно идентифицируется по VIN номеру, он имеет свое собственное уникальное лицо в памяти ПК. Поэтому экспертная система синтезирует алгоритмы поиска отдельно для каждой конкретной неисправности и ее взаимосвязи с другими дефектами, основываясь именно на образе лица автомобиля в своей базе данных, числового значения кода неисправности, теста, в котором был получен данный код и вариантов ответов пользователя на задаваемые ему вопросы. Каждый шаг система автоматически строит на экране своего внутреннего монитора схему соединений нужной цепи, которая должна быть проверена на текущем этапе. Варианты подключения измерительных приборов (тестера и контрольной лампы) к различным цепям автомобиля автоматически синтезируются и вычерчиваются в полном соответствии с цветами проводов, эталонными параметрами и номерами контактов разъемов однозначно соответствующих реальным значениям комплектации конкретного автомобиля завода изготовителя по VIN-номеру. Поэтому, должно быть понятно, что если был перебит VIN-номер или родная проводка была заменена без учета согласования цветов, то нужно это учитывать на всех этапах проверки. Правда, мне в те далекие 90-годы во время реальной работы с автомобилями американского рынка, таких случаев не попадалось. Хотя, весьма часто встречался с этим в отечественных “Газелях” и “Жигулях”. Там, все провода были разношерстными или вовсе белыми с надписанными на кембриках номерами. Да не с лужеными упругими латунными клеммами, а с алюминиевыми, кои не желали держаться в колодке и моментально чуть, что вываливались оттуда

 

1999

 

titul5

 

VAG-Scan комплексная диагностическая система с расширенными возможностями для полуавтоматического сканирования VAG-автомобилей (Audi, VW, Skoda, SEAT). Система была оснащена сканером на ПК, интерфейсом связи с автомобилем, электросхемами и базой данных на основе дилерской документации. Система была представлена автором на выставках "Автомастер 99", "AutoSalon 99", "MIMS 2000", "Автосалон 2001", “Мотор-Шоу 2002” на стендах компании “AmEuro” (позднее, АмЕвро), в которой автор в то время работал в должности ведущего программиста

 

Последняя V5.0 версия VAG-Scan 2008 была выполнена на основе улучшенного ядра универсальной зелено-красной версии ИДС LAVScan V1.5 GRE-RED выпуска 2006 года и поддерживала работу с KL-адаптерами сторонних поставщиков оборудования по любому доступному интерфейсу: USB, VCP, RS232, подключаемому к ПК через его внутренние COM-порты или внешний USB-порт на основе микросхем FTDI

 

abs3small abs4small

 

Авторская статья “VAG-Scan Российская система для диагностики иностранных автомобилей”, опубликованная в 7 номере журнала “АБС Авто - Автомобиль и сервис” за 2000 год

 

2001

 

farscan

 

Программа удаленного управления аппаратными сканерами (DataScan, OB91, iScan, vScan, D91) с ПК. Поддерживает все функции текстового экрана и клавиатуры. Сканер подключается к диагностическому разъему автомобиля. Связь ПК со сканером осуществляется через последовательный СОМ порт. Программа создает на ПК виртуальный сканер (клавиатуру и экран), расширяющий возможности используемого оборудования (DataScan, OB91, iScan, vScan, D91), наделяя его новыми функциями и возможностями. Управление диагностическим процессом возможно (одновременно) как с ПК, так и с аппаратного сканера. Виртуальный сканер на ПК также можно использовать в качестве второго рабочего места, для обучения персонала, документирования процесса выполненных работ или “в комнате для клиентов” - для дублирования отображения информации и действий диагноста, работающего с аппаратным сканером. Программа позволяет создать печатный отчет для клиента, с возможностями редактирования и сохранения образов экранов сканера, снабженных комментариями специалиста. Программа была представлена автором на выставках "Автосалон 2001", “Мотор-Шоу 2002” на стендах компании “AmEuro” (позднее, АмЕвро), в которой автор в то время работал в должности ведущего программиста

 

connect

 

2003

 

LAVScan_End_small

 

Разработкой LAVScan автор открывает новое направление Интеллектуальных Диагностических Систем (ИДС) для автоматического сканирования VAG автомобилей (Audi, VW, Skoda, SEAT). ИДС представляет начало новой эры в диагностике автомобилей на основе внедрения в процесс тестирования современных компьютерных технологий и специальной программной среды, наделённой зачатками внутрисистемного интеллекта

 

ИДС LAVScan является удобным полностью автоматизированным диагностическим инструментом, способным самостоятельно без участия человека выполнить основную часть работ по извлечению и первичной обработке информации, полученной от компьютерных систем автомобиля. Это обусловлено внутренним интеллектом системы, которая сама в состоянии определить, что и как ей следует выполнить в оптимальном режиме, не отвлекая при этом диагноста от решения ключевых проблем и тем самым освободить деятельность специалиста для более плодотворного творческого труда

 

Основным достоинством ИДС LAVScan является предоставление специалисту дополнительных возможностей, полностью отсутствующих в обычном диагностическом оборудовании

 

Основным достоинством автоматического сканирования является удобное и быстрое предоставление наиболее полной и достоверной информации обо всех возможностях и текущем состоянии компьютерных систем автомобиля. Что имеет наибольшую ценность при отсутствии подобной информации в других источниках или в документации производителя, и  позволяет диагносту планировать свои дальнейшие действия по локализации дефектов и устранению причин неисправностей ещё на этапе предварительного знакомства с автомобилем клиента

 

ИДС включает в себя оригинальные и уникальные авторские разработки, а также обобщение всего предыдущего опыта работы в областях радиотехники, диагностики и программирования

 

Использование ИДС ориентировано как на профессионального, так и на только ещё начинающего диагноста или владельца транспортного средства. Обмен данными осуществлён через USB порт и диагностический разъём автомобиля. Прототип системы нового поколения был впервые представлен автором на выставке “Мотор-Шоу 2002”

 

12voltsmallnew cd GRED

 

С марта 2005 года сокращенный печатный вариант цикла авторских статей “Частицы знания в копилку опыта”, посвященный подготовке специалистов и формированию новой диагностической школы LAVScan, публикуется в журнале по автомобильной электронике “12Vольт

 

Архивные версии

 

ИДС LAVScan GRE

 

ИДС LAVScan GRE семейство RS232 зелёных версий

 

ИДС LAVScan GRE-RED

 

ИДС LAVScan GRE-RED семейство универсальных USB/VCP/RS232 зелёно-красных версий

 

ИДС LAVScan GRE-RED PRO оснащена специальной областью “сверх” профессиональных функций (надстройкой над VAG функциями дилерского оборудования), которая поддерживает автоматическое сканирование кодировок и логинов (расширение дилерских функций: 07, 11 - без идентификаторов ключей)

 

ИДС LAVScan GRED PRO Final

 

ИДС LAVScan GRED PRO Final семейство профессиональных USB зелёно-красных версий

 

ИДС LAVScan GRED PRO представляет собой улучшенное и оптимизированное семейство профессиональных версий с расширенными возможностями (включая встроенную систему обучения). Аббревиатура “Final” указывает на готовность профессионального изделия к коммерческой реализации

 

ИДС LAVScan Retro 2008

 

ИДС LAVScan Retro 2008 семейство улучшенных профессиональных версий

 

Версия LAVScan Retro 2008 является представителем нового класса ИДС для автоматического сканирования VAG автомобилей на основе самых удачных технических решений предыдущих авторских разработок и на сегодняшний день обладает максимальной функциональностью и скоростью работы. Новый класс оснащён интеллектуальным генератором отчетов о детальном состоянии автомобиля с новой функцией автоматического сброса кодов неисправностей во всех сканируемых системах

 

ИДС LAVScan Express 2010

 

ИДС LAVScan RED Express 2010 система автоматического Express сканирования на новом быстродействующем ядре

 

Новый класс системы автоматического сканирования LAVScan Express 2010 предназначен для получения информации обо всех бортовых системах и параметрах автомобиля одновременно c автоматическим сбросом кодов неисправностей. Проект LAVScan Express 2010 является дальнейшим развитием автоматического сканирования (Инфосканера) и выполнен на новом быстродействующем RED-ядре. Основными особенностями нового ядра является 160% превосходство в скорости опроса автомобиля в сочетании с устойчивой связью и высокой экономичностью при значительном снижении нагрузки на ЦП, что особенно актуально для мобильных ПК с автономными источниками питания. В проект LAVScan Express 2010 включена поддержка KWP2000 модулей

 

Текущие версии

 

ИДС LAVScan Premium 2013 (Retro + Express) 2 в 1 совмещает в себе достоинства двух предыдущих версий (Retro 1.9.9 & Express v2.1.2) и является их дальнейшим развитием в рамках одной универсальной поставки

 

Сведения об авторе

 

Лялин Андрей Владимирович, 1962, Россия, Москва

Московский Авиационный Институт (МАИ вечернее отделение)

Специальность 0701 (радиотехника СВЧ, специализация радиолокация-радионавигация)

Радиолюбитель, диагност исследователь, нетрадиционный программист, системный аналитик

Основатель идеологии, теории и практики Интеллектуальных Диагностических Систем для автоматического тестирования автомобилей

 

Некоторые этапы, оказавшие ключевое влияние на выбор изысканий автора в сфере создания систем для диагностики автомобилей - Diagnos_Car, VAG-Scan, FAR-Scan, ИДС LAVScan

 

1973 радиолюбитель

1979 Научно-Исследовательский Институт Автоматики (НИИА) при КГБ СССР

1981 Научно-Исследовательский ЭлектроТехнический Институт (НИЭТИ) при Главном Ракетно-Артиллерийском Управлении 2 Дома Министерства обороны СССР

1983 Главный Информационно-Вычислительный Центр Министерства Нефтяной Промышленности (ГИВЦ МНП)

1987 Московский Научно-Исследовательский Телевизионный Институт (МНИТИ) при Телевизионной авиаразведке наземных целей с воздуха

1988 АТК, автоэлектрик по грузовым автомобилям и автобусам (Дальний Восток)

1990 СП, инженер по сборке и обслуживанию ПК

1991 автосервис, автоэлектрик по отечественным и немецким автомобилям

1992 автосервис, диагност по американским автомобилям, основной профиль: EEC-IV - Ford, Lincoln, Mercury

1993 автосервис, локализация и устранение заводского брака в иностранных автомобилях - отказниках станций: Trinity Motors, New York Motors, Porsche

1994 частный выездной специалист по “возрождению мертвых” автомобилей, диагностика и защита машины от угона авторскими разработками

1997 Diagnos_Car - экспертная система поиска и локализации неисправностей в системах управления двигателем EEC IV (Ford, Lincoln, Mercury)

1999..2003 МК АмЕвро (Международная Компания AmEuro Америка - Европа - Россия), разработчик-программист: VAG-Scan, FAR-Scan, LAVScan

1999 VAG-Scan - комплексная диагностическая система для VAG автомобилей (Audi, VW, Skoda, SEAT)

2001 FAR-Scan - удаленное управление аппаратными сканерами (DataScan, OD91, iScan, vScan, D91) с ПК

2003 LAVScan - Новая Эра автоматизированных Интеллектуальных Диагностических Систем (Audi, VW, Skoda, SEAT)

 

Отвлечённый экскурс в историю развития LAVScan (первое описание ИДС в вольном стиле 05.05.03)

 

Значимые вехи на пути развития ИДС LAVScan

 

21.08.02 - на выставке “Мотор-Шоу 2002” автором представлен прототип Интеллектуальной Диагностической Системы LAVScan

25.11.02 - начало предварительного тестирования ИДС на станции технического обслуживания

07.05.03 - выход отладочной версии LAVScan V1.0

01.07.03 - начало жизни “lavscan.ru” - авторского сайта моно разработчика компьютерных систем для диагностики автомобилей

27.10.03 - официальный выход первой рабочей версии ИДС нового поколения LAVScan V1.1

10.10.04 - официальный выход последней версии системы предыдущего направления VAG-Scan V4.2 XP

17.03.05 - начало выхода в журнале “12Vольт” цикла авторских статей “VAG-диагностика глазами разработчика” для подготовки специалистов

09.04.05 - выход версии LAVScan V1.1.7 для мобильных ПК с поддержкой PCMCIA PC Card CompactFlash

04.09.05 - на выставках “MIMS 2005”, “ИНТЕРАВТО 2005” представлено семейство зелёных версий ИДС LAVScan GRE

16.12.05 - выход семейства зелёно-красных версий ИДС LAVScan GRE-RED с поддержкой универсального интерфейса (USB, VCP, RS232)

26.04.06 - на выставках “Autotec 2006”, “Мир автомобиля 2006”, “Автофорум 2006” представлено семейство универсальных версий LAVScan

30.10.06 - на выставках “Интеравто 2006”, “Авто+автомеханика 2006” представлено семейство профессиональных версий ИДС LAVScan GRE-RED

12.04.07 - на выставках “AUTOTEC 2007”, “Мир Автомобиля 2007”,  представлена ИДС LAVScan GRED PRO c областью “сверх” профессиональных функций

01.09.07 - на выставке “Интеравто 2007” представлена ИДС LAVScan GRED PRO Final V1.7, завершающая семейство зелёно-красных профессиональных версий

20.12.07 - выход Retro семейства PRO & Premium версий ИДС LAVScan Retro 2008 с поддержкой нового интеллектуального генератора диагностических отчётов

07.05.08 - выход новой версии VAG-Scan 2008 (V5.x PRO) с универсальным интерфейсом (USB, VCP, RS232) на основе GRED-ядра Техносканера LAVScan-2006

26.08.08 - на выставке “Интеравто 2008” представлена ИДС LAVScan V1.9.1 Vista с автоматическим сбросом кодов неисправностей по всей электронике автомобиля

08.11.08 - выход ознакомительной свободно распространяемой версии LAVScan Free на основе GRE-RED ядра 2006 с универсальным интерфейсом: RS232, USB

08.03.09 - выход версии ИДС LAVScan Retro 2009 с поддержкой USB-Flash

22.09.09 - выход нового класса автоматического сканирования ИДС LAVScan Express 2010 на скоростном экономичном RED-ядре V2.0 с поддержкой KWP2000

21.11.09 - выход базового дистрибутива 2 в 1 - LAVScan 2010 (Retro 1.9.5 + Express 2.0.1)

25.09.11 - выход версии ИДС LAVScan Premium 2011 (Retro 1.9.7 + Express 2.1.0) с поддержкой USB-адаптеров сторонних производителей

 

Список 20 автомобильных выставок, на которых были представлены авторские разработки в России

 

Diagnos_Car

§  MIMS 96

§  AutoSalon 97

 

VAG-Scan

§  Автомастер 99, AutoSalon 99

§  MIMS 2000

§  Автосалон 2001

§  Мотор-Шоу 2002

 

ИДС LAVScan

§  Мотор-Шоу 2002

§  MIMS 2005, Интеравто 2005

§  Autotec 2006, Мир автомобиля 2006, Автофорум 2006, Интеравто 2006, Авто+автомеханика 2006

§  AUTOTEC 2007, Мир Автомобиля 2007, Интеравто 2007

§  Интеравто 2008

§  Интеравто 2010

 

Приостановленные и замороженные проекты по тематике “Диагностика автомобилей” нового поколения ИДС LAVScan

 

ИДС LAVScan RED (2005..2008) - разработка нового класса диагностической системы повышенной комфортности с расширенными возможностями, оснащённой гибко-настраиваемой базой данных с детализированной точностью и возможностью её перепрограммирования клиентом под свои конкретные нужды с помощью специально встроенного редактора правил (языка запросов)

 

Основным достоинством новой базы данных являлась ей высокая достоверность, в которой каждому электронному модулю соответствовало своё собственное лицо с уникальными параметрами, что полностью исключало ошибки неверной трактовки и ошибочной интерпретации его данных по отношению к таким же модулям управления, но уже оснащёнными модифицированными прошивками. За счёт создания очень сложного языка запросов (который сам по себе являлся отдельным проектом), база данных была прекрасно оптимизирована, поэтому имела очень малый размер, поскольку хранила в себе лишь дельта модификации параметров и данных относительно основных общих параметров типового базового модуля

 

Данный проект был остановлен из-за высокой сложности, недостатке времени и необходимых средств для продолжения реализации. Хотя, некоторые его части (кроме базы данных) всё же были мной включены в параллельные проекты схожей тематики. Несколько раз я возвращался к продолжению работы над этим проектом (последний раз в 2011), но его актуальность постепенно утратила здравый смысл, сохранившись лишь только в моих нереализованных (так и не доведённых до победного конца) мечтаниях и надеждах…

 

Увы, часто и от хороших правильных идей приходится отказываться из-за того, что время ещё не понимает их действенность, правоту и силу. А когда поймёт, или уже не будет того, кто мог бы их качественно и достойно воплотить, или ему это будет уже не интересно и скучно…

 

ИДС LAVScan Informer (2010..2012) - разработка нового класса информационной диагностической системы, работающей через интернет. Данный проект подразумевал разделение Инфосканера ИДС LAVScan на 2 отдельные части: клиент и сервер. Клиент мог быть установлен на станциях техобслуживания автомобилей, открытых кафе, топливо-заправках или на ПК пользователей, имеющих доступ к сети интернет. Серверная часть была установлена на специальном компьютере разработчика или посредника

 

ПК клиента через USB-адаптер подключался к бортовым системам автомобиля, запрашивал доступность сервера и в сетевом или в автономном режиме начинал сканирование выбранных пользователем систем (с гибкой настройкой областей поиска, что значительно сокращало время). После завершения сканирования ПК клиента отсылал данные на компьютер сервера или в случае его временной недоступности-перегруженности, ожидал от него разрешения на начало передачи данных

 

Сервер принимал, обрабатывал данные (в соответствии с установленными на нём базами данных) и формировал подробный диагностический отчёт по выбранным на клиентской части запросам. Данный отчёт содержал как указываемую пользователем информацию, так и параметры проверенных систем автомобиля с подробными отклонениями их номиналов от типовых допусков. Пользователь получал текущее лицо-отчёт состояния своего автомобиля на момент проведения процедуры тестирования. Размещение баз данных не на ПК клиента (как было ранее в автономных версиях LAVScan), а на центральном сервере позволяло не только оперативно корректировать информацию, но и отслеживать серийный брак в выпущенных автомобилях

 

Данный проект проходил отладку интернет соединения через GSM-телефон во время движения тестируемого автомобиля и показал полную независимость от “мёртвых-глухих” зон радиомолчания. Но, по моему мнению - утратил своё значение и был заморожен в силу отсутствия развития и дальнейших перспектив…

 

основная страница